понедельник, 22 сентября 2008 г.

Элементы культурного шока.

Культурного шока, как такового, не было. Берген — очень открытый город, и каждый год сюда приезжают сотни/тысячи туристов, иностранных студентов, польских рабочих, сомалийских беженцев, в гавань заходят корабли под всеми флагами и т.д. С другой стороны, сами норвежцы всегда не против свалить куда-нибудь далеко. В результате, складывается глобальная культура с общечеловеческими ценностями и радостями, на Нью-Йорк похоже чем-то. (Я в Нью-Йорке не был, конечно, никогда, но думаю, что похоже. Да вообще, может я тут все наврал, не обижайтесь, если что).
Но мелочи, некоторые, все равно с толка сбивали и сбивают. Мне вот кошмары первую неделю снились. Думаю, что из-за этого.

Итак, по пунктам.

1. Пить воду из-под крана — можно!

Меня с трехлетнего возраста ругали за попытки выпить воды из-под крана. Говорили, что там микробы и прочая холера. А тут приехал, и на тебе: Please, note, that tap water is drinkable in Norway. Варвары просто. Каждый раз приходится усилие над собой сделать, чтобы выпить стакан водопроводной воды (пью только холодную, горячую пить боюсь). Выпить из озера для меня вообще подвигом маленьким стало. У СЮ с этим легче как-то получается, он даже чай делает, наливая кипяток из-под крана. Все же, когда никто не видит, я беру кастрюлю, наливаю в нее воды и кипячу :)

2. Отсутствие субординации.

Я вот только сейчас понял, как смешно выглядели мои письма в Берген. Например, я писал так:
Dear Ms. Jensen,
...
Yours sincerely,
John Smith

По правилам же норвежского этикета надо было писать так:

Hi, Marianne!!!
...
See you,
John ;-)

Дело в том, что в Норвегии, с тех пор, как в 1349 году половину населения покосила чума, остались только крестьяне и рыбаки, которых начали угнетать злобные датские феодалы. Местных дворян, по всей видимости, не было, и говорить «Вы», отвешивать поклоны и проявлять холопство прочими способами было особо некому. После того, как в 1905 норвежцы окончательно избавились от датчан и шведов, начались всеобщие свобода, равенство, братство и благоденствие.
Как нас учили на лекции «Введение в норвежский язык», здесь не принято думать, что ты чем-то лучше или хуже других. И как следствие, ничто не мешает обращаться к профессорам по имени и на ты. На Вы обращаются только к королю и, может быть, к датчанам ;)
А вот все равно, не буду я говорить Ирине Генриховне: «Хай, Ирина!».

3. Пешеходные переходы.

В России пешеходный переход — это то место, где можно перейти дорогу без боязни быть оштрафованным.
В Норвегии на зебру можно заходить вообще не смотря ни налево, ни направо. Road Magic, как говорит Джебби Кей. Стоит ногу над зеброй занести, как тут же с обеих сторон тормозят порши, пежо, мерседесы и ждут, пока ты перейдешь. Иногда так эффектно получается, что хоть на ютьюб выкладывай.

4. Шухер на голове.

Не знаю, откуда у норвежцев эта мода пошла, но уже в самолете Копенгаген-Берген было двое с прической а-ля взрыв на макаронной фабрике. Народ от 10 до 30 лет включительно каждое утро тратит кучу всяких фиксаторов, чтоб этот шухер продержался на голове до вечера.


5. Каллиграфия.

Почему-то маленькую q они пишут с крестиком внизу. Пытаюсь приучиться тоже так писать, пока не выходит. А французы с чилийцами (и, видимо, прочими испаноязычными) пишут маленькую f точь-в-точь как мы пишем b. Странно выглядит.

9 комментариев:

  1. Ну вот насчет российского пешеходного перехода не скажи... Скота Левшунова как то сумели оштрафовать... а он то хренодел еще и штраф оплатил...

    ОтветитьУдалить
  2. O_o Вообще гаишники обнаглели :-(

    ОтветитьУдалить
  3. Может, он был при этом пьян и нецензурно изъяснялся?

    ОтветитьУдалить
  4. Понятия не имею :-)

    ОтветитьУдалить
  5. Там где я переходил официального перехода и в помине не было, но конкретно это место всегда используется для перехода всеми жителями 3-й дачной и окрестностей, уже в подсознании сидит, что переход там. Поэтому я и попер прямо на двух гаишников, чувствуя себя правым и на своей территории.
    P.S. Слыыышь, скот Кудряшов..

    ОтветитьУдалить
  6. Диман, надо было объяснить что ты в праве так делать на своей территории, они бы одумались и не оштрафовали бы тебя))

    ОтветитьУдалить
  7. P.S.: по поводу щтрафа в таких ситуациях нужно просить, чтобы на домашний адрес прислали квитанцию. Если они так сказать берут из рук, то это нарушение с их стороны. Им должно быть сыкотно и стыдно так делать :)

    ОтветитьУдалить
  8. Жора, по-видимому жители Норвегии считают тебя старообрядцем или по-крайней мере мармоном)). Это все равно, что предложить человеку мешок денег нахаляву без каких-либо последствий, а человек откажется.

    ОтветитьУдалить
  9. Есть немного :-[ Периодически такие эпизоды случаются, когда авто пытается пропустить меня, а я авто. Потом и водила, и я подолгу ржем.

    ОтветитьУдалить